В центре внимания фестиваля документального кино «Флаэртиана» – человек.
– Мы обсуждали три часа! Я вышел, наконец. Мне дали таблетку, чтоб я мог говорить, потому что я сорвал голос, – рассказал о процессе выбора победителя 17-ого по счету фестиваля документального кино «Флаэртиана» председатель жюри международного конкурса, писатель Леонид ЮЗЕФОВИЧ.
Фестиваль прошел в Перми с 15 по 21 сентября. В этом году поучаствовать в конкурсах приехало рекордное количество гостей – 124 человека. Посмотреть кино пришло больше 15 тысяч зрителей.
Путешествие в катафалке
«Большого Золотого Нанука» и премию в 250 тысяч рублей получила картина режиссера Пьера-Франсуа СОТЕ из Швейцарии. «Каламбрия» – это фильм-путешествие в катафалке. После смерти итальянца, приехавшего в Швейцарию на заработки, два сотрудника похоронного бюро Йован и Жозе возвращают тело усопшего в родную деревню. Их поездка становится способом почтить память усопшего и прославить жизнь.
«Большого Серебряного Нанука» и премию по 75 тысяч получили фильм режиссера Мэйти АЛЬБЕРДИ из Нидерландов «Взрослые» за открытие новых тем и героев. Лента представляет собой трогательный и дерзкий портрет четырех чилийцев с синдромом Дауна. Они чувствуют себя готовыми к взрослой жизни, но общество не разделяет их мнения.
– «Взрослые» – мой любимый фильм. Сложно приходить к последнему решению. Фильм нельзя взвесить на весах. Каждый находит что-то для себя: хорошее и нехорошее, – поделился впечатлениями от судейства режиссер Мацей ДРАГАС.
Второго «Большого Серебряного Нанука» и 75 тыс. руб. за оригинальное художественное решение получила картина «Зона Франка» чилийского режиссера Георгия ЛАЗАРЕВСКОГО. В фильме рассказывается о большом торговом районе в центре чилийской провинции. Здесь бросаются в глаза последствия переворотов, превративших последнее дикое место настоящей Америки в витрину современного коммерческого общества. Двое – золотоискатель и водитель грузовика – пытаются противостоять социальным изменениям.
Принято единогласно
На вручении призов ни одного лауреата международного конкурса не было. Режиссеры приезжали в Пермь, чтобы представить свои картины, но уже разъехались.
Члены жюри национального конкурса признались, что выбор победителя не занял у них много времени. Решение приняли единогласно. Статуэтка «Малого Золотого Нанука» и 25 тысяч рублей досталась Елизавете КОЗЛОВОЙ с ее фильмом «В центре циклона». Снежный циклон, ворвавшийся в городок, совпал с бешеным калейдоскопом событий героини картины – первой дракой, разбитым сердцем и незаметным переходом от детства к юности.
За музыку, выходящую из берегов, специальное упоминание судей получила картина «Последний вальс» режиссера Юлии БАБКОВОЙ.
– Этот фильм занял больше всего времени. У меня сложилось впечатление, что мы говорили только о нем, или имея его в виду. Фильм рассказывает о неизвестном композиторе Олеге КАРАВАЙЧУКЕ. Гения знают только в узком кругу профессионалов. Автору удалось познакомить нас с необычным героем. Он парадоксален во всем: во внешности, речи и мышлении, в глубоком осмыслении бытия. Это самая взрослая картина на фестивале, – поделился мнением о фильме писатель и журналист Владимир КИРШИН.
Не хватило стульев
Лучшим студенческим фильмом признана кинолента Анны КУЗНЕЦОВОЙ «Достояние республики». Этот фильм был снят за считанные дни. «Больная, ироничная и тонкая работа», – так отозвались о нем члены жюри.
– Нет ни одного университета, где студенты столь активно и так много смотрят документальное кино. Флаэртиана нашла здесь благодарного зрителя, потому что студенты – это всегда очень ищущие, благодарные зрители. Они не терпят фальши, они очень тонко чувствуют, – рассказал президент ПГНИУ Владимир МАЛАНИН.
В кампусе университета в дни фестиваля не хватало стульев.
– Нам приходилось приносить лавки, – рассказала куратор проекта Ольга АВЕРКИЕВА.
Фильм-дебют Кристины КУЖАХМЕТОВОЙ «Красота» получил специальное упоминание жюри за риск и точную
оптику.
– Автор сумела зарядить свой фильм такой чудодейственной магией и увидеть красивое в обычном, что зал замирал, – сказала, вручая приз режиссеру, доцент кафедры древней и новой истории России ПГНИУ Вера УСТЮГОВА. – Автор шла на риск, общаясь с такими персонажами.
Эта 27-минутная пронзительная история маленьких людей, которые живут среди широких алтайских полей и стремятся отыскать смысл жизни и красоту даже среди гнетущей пустоты, покорила сердце и режиссера Евгения ГРИГОРЬЕВА:
– Удивительная картина! Я удивлен, как все классно смело и точно!
К сожалению, фестивальная неделя, хоть и стала самой масштабной за всю историю «Флаэртианы», прошла слишком быстро.
КСТАТИ
«Флаэртиана» – фестиваль документального кино, посвященный фильмам, в которых герой проживает на экране часть своей жизни. Такой режиссерский метод в фильме «Нанук с Севера» (1922) впервые использовал американский режиссер Роберт Флаэрти, в честь которого и был назван фестиваль.
Фестиваль проводится по инициативе киностудии «Новый курс» с 1995 года. Статус международного фестиваль получил в 2006 году, с того же времени фестиваль стал ежегодным.
Главный приз фестиваля называется «Золотой Нанук». В рамках международного фестиваля проводится российский фестиваль документального кино, а также смотр работ различных режиссеров и мастер-классы.
С 2009 года проводится отдельный интернет-конкурс документального видео, все ролики, прошедшие обязательную премодерацию, находятся в открытом доступе.
В 2010 году организаторы фестиваля Павел Печенкин, Владимир Соколов и Марина Гашкова были награждены премией Пермского края «За достижения в сфере культуры и искусства за 2008 год».
Бюджет фестиваля – 3,5 млн руб.