№38 (915) 27 сентября 2016 года (PDF)

Человек – мера всего

№38 (915) 27 сентября 2016 года

В Перми завершился XVI Международный фестиваль документального кино «Флаэртиана-2016».

 

Конкурсная программа собрала 15 кинолент, снятых за последний год по всему миру. Герои фильмов – обычные люди, живущие в самых разных «декорациях»: от репетиционных залов Театра дю Солей и балетных подмостков Норвегии до еврейских кварталов Берлина и вечной мерзлоты Якутии. География конкурса также чрезвычайно обширна: США, Италия, Испания, Люксембург, Португалия, Франция, страны северной Европы – и это еще не весь список.

 

«Золотой Нанук»

 

Как рассказал президент «Флаэртианы» Павел ПЕЧЕНКИН, темы картин раз от раза меняются в связи с изменениями в обществе, отражая перемены, происходящие в мире и людях. Но главная мысль всех

работ: человек – мера всего. 

– Это принцип отбора фильмов на конкурс и логика всего фестиваля, которая провозглашена в эстетике Роберта Флаэрти. Хотя программа этого года мне не очень нравится (а я просмотрел 90% фильмов), – пояснил он, – но это не главное. Главное то, что фестиваль жив, несмотря на политические и экономические издержки нашей жизни.

 

– Каков бюджет «Флаэртианы»?

– Как и в предыдущие годы – 3,5 млн руб. На тот формат, в котором мы ее проводим, хватает. Мы научились формировать бюджет, как лоскутное оделяло. Многие программы, например, студенческие и образовательные, финансируются за счет выигранных грантов. 

 

– А призовой фонд?

– Когда мы впервые провели наш фестиваль и сделали его ежегодным, призовой фонд составлял 25 тыс. долларов. Мы перевели доллары в рубли по тогдашнему курсу и больше размер призовой фонд не меняли. Сейчас это 500 тыс. руб. Главный приз «Золотой Нанук» «стоит» 250 тысяч.

Жюри конкурсной программы возглавлял режиссер из Нью-Йорка Дуг БЛОК. В жюри также вошли режиссеры Арутюн ХАЧАТРЯН (Армения), Сергей МИРОШНИЧЕНКО (Россия), Бен ван ЛИСХАУТ (Нидерланды) и худрук театра «У Моста» Сергей ФЕДОТОВ (Пермь).

 

«Папа»

 

Помимо конкурсных работ, состоялись специальные показы. Один из них – картина выпускницы Санкт-Петербургского госуниверситета кино и телевидения Дарьи ЗАХАРОВОЙ «Папа».

Фильм продолжительностью 16 минут снят в 2015 году. Это история о человеке, способном свернуть горы, чтобы помочь своему ребенку. Герою ленты 55 лет, год назад сам он перенес сердечный приступ, а его дочь не может ходить. Девочка с мамой живут в России, а папа-англичанин никогда не видел дочь. Чтобы привлечь спонсоров и собрать 30 тысяч долларов на ее лечение, отец решил пересечь всю Англию на велосипеде. 

После показа режиссер фильма обсудил его вместе со зрителями и представителями Фонда помощи детям «Дедморозим». Тема разговора – документальное кино как социальный инструмент для благотворительных сборов. Известно, что трейлер фильма собрал 280 тыс. руб. в поддержку героини – больной девочки.

 

Пока горит Олимпийский огонь

 

Другой фильм, показанный вне конкурса, – «Кольца мира» – самый масштабный публицистический фильм за всю историю современного российского проката. Это авторское откровение одного из главных документалистов современности, обладателя премии «Эмми» Сергея Мирошниченко и его команды. Фильм – про истинные возможности и внутренние барьеры человека, про стихии, которым он бросает вызов. Сражение во имя мира – оно не закончится, пока горит олимпийский огонь!  

Незабываемые моменты соревнований чередуются с кусочками интервью, где спортсмены говорят о самом сокровенном. Большинство сходится во мнении, что спорт – это сила, способная объединить людей разных религий и политических взглядов. В соревнованиях нет места войне и разногласиям. На «Флаэртиане» была показана полная, режиссерская, версия – 3,15 ч. В прокат фильм выйдет в укороченном варианте (2,20 ч).

– В разные эпохи фильмы об Олимпийских играх снимали такие мастера, как Карлос Саура в Барселоне, Юрий Озеров в Москве, Милош Форман в Мюнхене, в Гренобле – Клод Лелуш. Все они хранятся в архиве в Лозанне, в официальной фильмотеке Международного олимпийского комитета, – рассказал режиссер. – В работе над фильмом приняли участие 200 человек, из них 18 операторов, 7 режиссеров, не считая меня. В Комитете мне предлагали взять иностранных операторов, но я взял российских. Свою работу я не могу оценивать, но их работу считаю прекрасной.

Эту картину Мирошниченко задумал как фильм не просто о событиях тех Игр, но как способ показать «воздух около Олимпиады», дух, который всегда объединяет весь мир, и атмосферу, когда, словно в древние времена, забываются любые войны.

Премьера «Колец» состоялась в июне в Сочи, на кинофестивале «Кинотавр». Копия фильма на 35-миллиметровой пленке будет храниться в Лозанне, в штаб-квартире Международного олимпийского комитета (МОК), и в Госфильмофонде РФ. Работа Сергея Мирошниченко признана МОК лучшим официальным фильмом Олимпийских игр за последние 25 лет. 

На фестивале в Палермо этого года «Кольца» были признаны лучшим иностранным фильмом.

 

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка