№22 (949) 6 июня 2017 года (PDF)

«Летел я шваброй вдоль забора»

№22 (949) 6 июня 2017 года

Жизнь – это сказка, прочитанная на ночь. Так считает композитор и поэт Валерий ГРУНЕР,  герой нашей рубрики.

 

СПРАВКА «ПО»

ГРУНЕР Валерий Иванович. Род. в 1956 г. в Перми.

Окончил Пермское музыкальное училище (1975, класс баяна), затем Российскую Академию музыки им. Гнесиных (1984, класс композиции у профессоров А. Муравлева и А. Чугаева).

Лауреат всесоюзных конкурсов молодых композиторов. Дважды лауреат премии Пермской области в сфере культуры и искусства.

Автор многих симфонических и камерных инструментальных произведений.

Член Союза композиторов России и Российского союза писателей.

Номинант премий «Писатель года-2016», «Поэт года-2016», «Русь моя-2016».
 

 

В славном городе Пермь живет один нескучный композитор – Валерий ГРУНЕР. Человек он известный, как говорится, жил бы себе да жил. Но что за беда! – не живется ему спокойно, вечно он что-то выдумывает. И вот щедрый на чудеса композитор запросто подарил читателям очередной сюрприз – книгу «Сказки дядюшки Гру для взрослого чтения, рассказанные веселым друзьям в обществе черного кота – толкового слушателя и любезного собеседника».

Это не просто книга – это целый мир, где объединены графика и литература, музыка и театр. Помимо роскошной галереи иллюстраций художника Александра ШУЛЬЦА к книге приложен диск, где в исполнении «дядюшки Гру» представлены музыкально-сценические номера «в гишпанском стиле для мужского голоса и спичечного коробка(!)». 

Благодаря богатству объединенных в издании видов искусства, между ними стираются грани. И перед нами не просто книга, а некий мегапроект, в котором автор с разных сторон, красиво и образно, аллегорично и причудливо, смешно и сурово повествует о драматических коллизиях, происходящих в мире и в нас самих. Это сказка-новелла по имени Жизнь. И чтобы понять автора, достаточно просто прочесть эту книгу, так как в ней – вся его жизнь. 

 

– Валерий Иванович, почему вы выбрали такой жанр, как сказка? Не проще было написать повесть или роман? Сказки же в большинстве своем рассчитаны на детей.

– Это книга для взрослых. Как «Маленький принц». Потому что такие взрослые, глубинные смыслы, как «мы в ответе за тех, кого приручили» или «самого главного не увидишь глазами», понятны только взрослым. Эта маленькая книжица стоит многих романов. И моя книга – нечто среднее между новеллой и сказкой-притчей. По сути – это гротесковое произведение о нашей жизни, о мироустройстве, рассказанная через призму неких притчей, с юмором и сатирой. По-другому, это действительность, преображенная в сказочный материал, балаганный театр Козьмы Пруткова. Но в то же время, в книге – весь мой житейский опыт. Мое детство прошло в рабочем бараке, отец и мать были простыми заводскими работягами, жили мы бедно, маленьким пацаном спал я не в кровати, а в цинковом корыте, в котором стирают белье. Потом начал писать стихи типа «летел я шваброй вдоль забора». И так далее.

В моей книге – мироздание в разных его проявлениях. Книга о том, как мы живем. Здесь несколько пластов: тема рынка, где всё покупается и всё продается, тема развития общества. Естественно, тема любви, тема творчества и призвания, тема смерти, тема животных, тема волшебства. Широко представлен бытовой пласт. Об этом у меня целых восемь сказок, этот цикл я назвал «Сказки про Гришку, охранника, сантехника и чистодыра». Мои сказки отличаются от других тем, что все персонажи взяты из жизни, это или мои друзья, или знакомые моих друзей. То есть мои герои – простые люди-человеки со всеми своими недостатками и достоинствами. Я их рассматриваю как бы через увеличительное стекло, с особым пристрастием. 

 

– То есть, вы хотите сказать, что жизнь – это сказка?

– Жизнь – это творчество. 

 

– А сказка?

– Во-первых, это очень демократичный жанр, доступный всем людям. Во-вторых, сказка носит черты притчи, а из притч состоит Библия. То есть притча и сказка входят в нашу жизнь с детства и сопровождают нас всю жизнь. Ведь за каждой сказкой стоит реальный человек. Человек не то существо, которое может придумать то, чего никогда не было на земле. И неважно, осознает он это или не осознает… Но, так или иначе, в человеке прорываются древние коды, заложенные изначально. Это похоже и на сказку, и на реальные события одновременно. Поэтому я и избрал сказку как жанр, который фокусирует все события, позволяет изобразить короткий миг больших событий. Этому жанру подвластно всё. Сказка еще позволяет, как говорили древние, не растечься по древу. Жанр этот мне удобен. А жизнь – это еще и большой риск.

 

– Вы имеете в виду издание книги?

– И книгу тоже.

 

– Расскажите, как вы ее издавали.

– Первую сказку, а это был «Улетевший мальчик», я написал еще в 2007 году. Потом сказок с каждым годом становилось всё больше и больше, появились сказочные циклы. Тогда один из моих друзей и предложил мне издать сборник. Я решил попробовать. Стал искать художника. С Александром Шульцем мы познакомились в 1992 году, когда я написал лирическую мелодраму «Песни отчаяния и надежды», которая целый год шла на филармонической сцене. Александр там работал художником сцены. Меня вдохновили его живописные работы. Потом мы как-то потеряли друг друга из виду. Он переехал в Москву, потом оказался в Донбассе, там я его и нашел. Он приехал ко мне в Пермь в 2008 году. Жил у меня, мы с ним работали бок о бок. Он создал 120 композиционных рисунков к моим сказкам. Причем все они написаны простыми гелевыми ручками, хотя сначала писал он акварели. А гелевая живопись – стопроцентное попадание в точку. В ней есть скрытый гротеск. И я понял, что кроме Шульца эту книгу никто не сделает. Вот почему я пошел на все эти страдания. 

Вообще, издание книги – большой риск, примерно как из топора сварить кашу. Стал ходить по инстанциям – это целая цепь приключений. Но денег мне, естественно, никто не давал. Да и рассчитывать на это было глупо, так как культурой тогда управлял Борис МИЛЬГРАМ. Я просто понял, что не надо ничего и никогда просить у таких людей. 

Изрядно измотавшись и устав, я решил «привести себя в порядок», то есть заработать на книгу самому. Для этого даже устроился работать риэлтором. Всё заработанное вкладывал в книгу. Затем нашел издателя. 

 

– А сейчас над чем работаете?

– Готовлю поэтический сборник «В объятиях мажора». Там тоже отображена вся концепция нашей жизни, всё наше бытие. Мажор, с одной стороны, – веселый музыкальный лад. С другой, в другом значении слова, – молодой богатый человек.

 

На этой мажорной ноте мы закончим наш рассказ о сказочнике, как говорится, кто читал – тот молодец! Но это еще не конец, потому что жизнь продолжается, а вместе с ней продолжается и творчество. Пожелаем нашему веселому сказочнику Валерию Грунеру, чтобы его читатели становились соавторами его новых произведений.

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка