Попытки всякого истолковать по-своему волну беспорядков в школах, напоминают трактовку падения метеорита шаманами и колдунами.
Вот, скажем, живет где-нибудь в Африке по соседству несколько людоедских племен. Воюют между собой за территорию и ресурсы, за диких свиней и кокосы, за насекомых и женщин. Внутри каждого племени тоже свои распри. Один стал вождем, но ему мало власти. Другой не стал вождем, но хочет стать колдуном. Колдун уже старый и хочет, чтобы колдуном стал его родственник, а не кто-то еще. И все в таком духе.
И вот падает где-то неподалеку небесное тело. Земля трясется, в воздух поднимается пыль, стоит страшный грохот, все люди падают ниц. Проходит время, пыль оседает, земля уже не трясется, грохота нет, и весело светит солнышко. Жители людоедских племен встают с колен и начинают вести разговоры о том, что собственно, это было.
Тот, что хочет стать колдуном, говорит, мол, это духи предков на нас разгневались, потому что старый колдун ничего толком не может, а родственник его колдун не потомственный и в диалогах с духами у него напряженка. Колдуном должен стать я, я вас предупреждал, вы меня не послушали и вот видите что. А что еще будет, если я колдуном не стану, и говорить страшно.
В жаркой желтой Африке
Тот, кто стал вождем, со своей стороны кричит, что колдуны вообще слишком много взяли. Что люди они, конечно, достойные, но власть надо сконцентрировать в одном центре. Что одним топором двое пальму не рубят. И что вообще это никакие не духи злились, а Великое Черное Солнце, которому непосредственно подчиняется только он, вождь, приказало ему взять власть в свои руки, а потому и бабахнуло.
В этот момент к ним приходит делегация из соседнего племени и говорит, что это вы ребята, не то толкуете, это дух крокодила приказал вам уматывать с этого берега, потому что земля это исторически наша, а вы тут совсем ни к месту. А если вы не уйдете, то дух крокодила рассердится и просто вас всех тогда совсем уничтожит. Мы вас предупреждали, но вы не слушали, и вот видите, что получилось. Давайте добром проваливайте, ну или отдайте нам всех своих женщин хотя бы.
Все это было бы довольно смешно, когда бы действующие лица этой истории не говорили все это на полном серьезе. Каждый фактически был уверен, что то, что случилось, это действительно или духи предков, или дух крокодила, или, на худой конец, Великое Черное Солнце. То, что на самом деле это просто упал метеорит, никто, разумеется, осознать не мог. Уже, хотя бы по той причине, что не имел об астрономии никаких представлений.
Танцы с бубнами
То, что случилось с нападениями на школы сначала в Перми, а после в Улан-Удэ, напоминает историю с метеоритом до рези в глазах. Сначала в школе Перми произошло ЧП. Причем, действительно, ЧП редкое. Не каждый день и не каждый год и, возможно, не каждые десять лет происходит такое, когда в класс вваливаются подростки с ножами и режут все, что шевелится. А дальше идут круги по воде. О случившемся узнают все, причем, сразу, и начинается что-то подобное массовому психозу. В Улан-Удэ фактически копируют то, что было в Перми, только вместо ножей используют топор. Видимо, потому, что топор достать проще, чем надежные охотничьи ножи. Затем просто ошалевшая школота в Перми (мы говорим про Пермь, потому что не следили за информацией такого рода в других городах) развлекается тем, что звонит в МЧС и полицию и говорит о том, что в школе якобы заложена бомба. Тут школу сразу оцепляет полиция, приезжают «скорые», пожарные и начинается такой кипеш, что любо-дорого.
Тем временем наделавшие поначалу в штаны местные власти приходят в себя и начинают ритуальные танцы с бубнами. Рассматриваются результаты в спешке организованных и проведенных проверок безопасности учебных заведений, выявляются недостатки, назначаются виноватые, принимаются законодательные инициативы, сводящиеся к принципу ужесточения контроля над подрастающим поколением.
Аберрации зрения
Не дремлют в желании подать под своим соусом нападение на школу и представители тех или иных политических предпочтений. Так, апологеты Советской власти в голос заявляют о том, что во времена СССР ничего подобного не было, потому что и быть не могло. Дескать, тогда все было жестко. И пионерско-комсомольско-партийная дисциплина ничего подобного бы не допустила. Мол, жесткость принципов и методов школьного воспитания давала на выходе жесткость каркаса моральных и нравственных установок учащихся. А к происшедшему в пермской школе привели веяния релятивистов-агностиков, родом из лихих девяностых.
Демократы, со своей стороны, говорят, что ничего подобного в 90-е годы школы не видели. Что не было в них вообще никакой охраны и все обходилось без ножей с топорами. Что виноват во всем нынешний строй с его закручиванием гаек и удушением всякой свободы.
Правые консерваторы, напротив, сваливают всю вину за случившееся как на советское прошлое с его эрзац-христианством в виде партийной веры, так и на бездуховные девяностые-нулевые. Мол, не было твердой руки, офонарели все при Хрущеве, расслабились вовсе при Брежневе и уж совсем с ума спятили при Горбачеве и Ельцине. Зато теперь идем правильным курсом. В стране духовность и благочестие, а все, что не так, так это отрыжка прошлого.
«Кровь и мясо»
В стороне от случившегося не остались, понятно, учителя и дирекция школ. И вот уж спешат обвинять во всем как ЕГЭ с его якобы системой натаскивания, а не всестороннего обучения, так и оптимизацию школ, а равно и изъятие из арсенала опять же старого доброго воспитания с подменой его на термин «образовательная услуга».
На все на это хочется сказать вот что. Как-то в конце 80-х автор этих строк после окончания первого курса института отправился в качестве помощника педагога с одной из школ Перми в трудовой лагерь в Крым. Там нас расквартировали в одной из школ, куда вскоре повадились ходить местные гопники и приставать к старшеклассницам. В процессе же получения пинков под задницы они говорили, что года два назад, когда к ним тоже приезжали из школы в трудовой лагерь, они устроили тут «кровь и мясо».
Самое интересное, что директор лагеря поинтересовался у местных властей, было ли такое на самом деле. И оказалось, что да, было. То есть буквально, в школьных стенах происходила резня. Устроившие ее, само собой, сели, но факт остается фактом. Вопрос о том, почему в середине в 80-х годов о школьной резне никто не узнал, выглядит риторическим. Не узнал потому, что не было интернета с его мгновенной системой оповещения самых широких масс без всякой цензуры. И не было СМИ, которые могли бы публиковать что бы то ни было, без жесткого партийно-ведомственного контроля.
Инсталляция в памяти
Вот потому и складывалось впечатление что жуткой и жестокой преступности, в том числе, и среди несовершеннолетних, в СССР не было. Как не было падений самолетов и схода поездов с рельс, массового алкоголизма, проституции, плохой экологии и грязной воды из-под крана.
Все это, разумеется, было, просто об этом никто не знал, потому что нельзя было говорить. О преступности знали лишь то, что показывали в кинотеатрах и в телевизоре. О леденящих кровь серийных садистах, удачливых головорезах, перед которыми отдыхают Бони и Клайд, и жестоких грабителях не говорилось нигде.
Чтобы убедиться в том, что все это было, можно посмотреть сегодня телепрограмму (кстати, с «майором Томиным» из «Знатоков» – Леонидом КАНЕВСКИМ в главной роли) «Следствие вели…». Ее легко найти в интернете, и она до сих пор передается по НТВ. Экранизация и воссоздание преступлений по документальным сценариям с экскурсом в СССР обогатит память о светлом советском прошлом для тех, кто по нему, возможно, сильно скучает.
* * *
Все это к чему? К тому, что не надо передергивать. Что факт подростковой жестокости, как и любой другой жестокости вообще, может быть самодостаточен в принципе. Он может произойти в любой стране при любой власти в любое время. В сущности, именно так, если внимательно присмотреться, и происходит. И происходило всегда.