В декабре прошлого года в обычной пятиэтажке в центре Перми открылся храм Кришны.
Неброскую вывеску между салоном красоты и магазином цветов заметить удалось не сразу. За железной дверью – небольшая прихожая. У стены – столик, микроволновка, сбоку – шкаф со стеклянными банками, наполненными травами. Пахнет благовониями и горячим молоком. Как оказалось, молоко для меня.
– Это я сам приготовил, – улыбается Сергей МИНАКОВ, настоятель храма. – Добавил мускатный орех и сахар. В Индии его продают во всех деревушках, на рынках, на обочинах дорог. Такая индийская традиция – вечером пить молоко с сахаром.
«Ответы на все мои вопросы»
Сергей приглашает меня в зал. На табурете – ящик для пожертвований. Это на аренду помещения и другие нужды общины. Пока мы знакомимся, настоятель раскидывает подушки: скоро начнется вечерняя служба.
– С детства я думал, в чем смысл жизни, что такое истина. Изучал священные тексты, читал параллельно Библию и Бхагавад-гиту. Сравнивал. И был очарован текстами Бхагавад-гиты. Там были ответы на все мои вопросы.
Кришнаизм – одно из самостоятельных течений в вайшнавизме. В основе кришнаизма лежит почитание Кришны.
– В нашей религии, как и в православии, есть базовые принципы, – рассказывает Сергей, – их всего четыре: соблюдение ахимсы – не причинять вред живым существам, не употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца; не употреблять алкоголь, наркотики и не курить (под запретом даже чай и кофе); не играть в азартные игры; отказ от внебрачных отношений.
Сергей много раз ездил в Индию – посещал священные места, встречался с учителями.
– Люди в Индии поклоняются разным полубогам, хотя на вершине всего стоит Кришна, – рассказывает он. – Они научились плюрализму, терпимости и либеральности. Они принимают друг друга. Там государство не пытается использовать религию в своих целях. У нас, к сожалению, всё не так. Сейчас в России не хватает религиозной свободы. Любая свобода, с моей точки зрения, начинается со свободы убеждений, слова и совести. И эта свобода заключается не только в том, что человек может иметь какую-то идею, но и в том, что общество толерантно относится к этому. В России СМИ пытаются накалить страсти и создать напряженность там, где ее нет. А религия – это та почва, где люди должны становиться мягче. Я за то, чтобы политика не вмешивалась в религию.
Молиться может каждый
Всё чаще в храм стали заходить
молодые люди, интересующиеся веди-ческой культурой.
– Среди них есть те, кто употребляет так называемые легкие наркотики. Один из них меня как-то спросил: «А может ли человек, курящий травку, быть кришнаитом?». Я ответил: «Каждый может молиться богу. Каждый может быть кришнаитом. Другое дело, что кришнаиты не курят травку».
Однажды у Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады спросили, а может ли вор поклоняться Кришне? Но о чем будет молиться вор? Естественно, о том, чтобы лучше воровать. И он ответил: «Молиться богу не грех». Какой человек будет молиться – это неважно. Другое дело, что такой человек вскоре сам откажется от наркотиков.
Если у тебя нет никаких желаний, и ты готов покинуть этот мир, или, наоборот, ты полон материальных желаний – всё равно поклоняйся Кришне. Это опять вопрос свободы. Каждый выбирает сам, о чем ему молиться. В любом случае, ты получишь благо. Такова наша идея.
Пока мы беседуем, в храм потихоньку подтягиваются кришнаиты. Сергей извиняется: пора начинать службу. Он ударяет ладонями в барабан. Женщины, одетые в сари, раскачиваются в такт мелодии. Их слаженное пение наполняет зал.
– Барабан сделан из глины и обтянут телячьей кожей. Называется «мриданга», – рассказывает Сергей. – Это сложный инструмент, чтобы освоить его, нужно лет десять. Мастер способен извлекать из мриданги бесчисленное количество звуков разных оттенков и создавать сложные ритмы. А гармошка была завезена в Индию из Англии.
Жена Сергея Эвелина МИНАКОВА рассказала, что познакомилась с мужем благодаря общей религии:
– Моя семья присоединилась к вайшнавизму, когда мне было шесть лет. Я училась в религиозной школе. У нас большой круг общения. Много друзей и знакомых. Они знают, что мы принадлежим к кришнаизму и исповедуем эту религию. Все нас поддерживают.
После молитвы мы еще долго сидим на устланном коврами полу и разговариваем обо всем на свете. Сергей говорит, что хотел бы, чтобы между представителями разных религий в Перми был диалог:
– В мире должно быть много разных религий. Это основа свободы. Но нет ничего плохого и в том, чтобы считать, что твоя религия лучше. Например, я считаю, что моя жена самая красивая. И ни у кого не возникнет противоречий по поводу моего заявления, никаких сражений не будет. И точно так же, когда человек говорит, что его религия лучше, – это не может задеть других. Мой ребенок самый талантливый, моя религия самая лучшая, моя жена самая красивая – ну и что в этом такого?
Другой участник беседы, Эдуард ТИХОНОВ, добавляет:
– Все верующие находятся в равных условиях. Несмотря на то, что я давно отошел от православия, у меня до сих пор дома есть икона. Я так много ей молился, что она стала мне близким другом. И православные святые не перестали быть для меня святыми. Мы просто зашли к богу через разные двери.