Очередной герой нашей рубрики хорошо известен пермякам. Это Евгений ТВЕРЕТИНОВ, являющийся в прямом смысле лицом Прикамья.
СПРАВКА «ПО»
ТВЕРЕТИНОВ Евгений Александрович. Род. 10.03.1954 в Керчи (Крым). Окончил Суворовское военное музыкальное училище в Москве по классу трубы (1972), затем Московскую государственную консерваторию им. Чайковского по специальности «дирижер» (1977). В Перми живет с 1977 г. Полковник. Художественный руководитель и главный дирижер Пермского губернского оркестра. Заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии Пермского края в сфере культуры и искусства. Главный дирижер Международного фестиваля военной и духовой музыки Musikрarade (Германия, 2011, 2012, 2013).
Женат. Двое детей, двое внуков.
– Евгений Александрович, почему вы выбрали духовую музыку, а не, скажем, академическую?
– С детства мечтал быть только музыкантом, как только взял в руки баян. А к духовой музыке пришел совершенно случайно. Помните, учебник «Родная речь», в котором была картина художника Решетникова «Прибыл на каникулы»? Суворовец докладывает деду, что приехал домой на каникулы. Когда я ее увидел, то так сильно захотелось стать военным…
Но были метания – стать музыкантом или военным? Музыкантом или военным? Всё разрешилось только тогда, когда мне предложили поступить в Московское суворовское музыкальное училище. А там все инструменты – только духовые. Меня это напугало. Я духовые оркестры видел раза два, и то на похоронах. Сначала подумал, что вся моя жизнь будет связана с кладбищем. (смеется) Поэтому я даже пробовать поступать не хотел.
– И чем кончилось?
– Мечта победила. И я взял в руки еще один инструмент – трубу. Освоил ее. Для соседей это была пытка: первые гадкие звуки свели их с ума. Все собаки в округе реагировали на мои занятия… Так в моей жизни появилась духовая музыка.
– Расскажите о развитии духовой музыки вообще.
– Духовой оркестр – самый доступный и самый народный музыкальный жанр. Это первая ступень для ознакомления простого человека с музыкой. Духовые оркестры всегда были очень популярны – во всех школах, во всех институтах, во всех дворцах культуры существовали.
Пермь в 70-е годы занимала одно из ведущих мест в стране по количеству таких оркестров. У нас постоянно проводились фестивали духовой музыки, как правило, во второй половине мая. Они собирали огромное количество зрителей, какое не собирали другие уличные мероприятия.
На базе пермских фестивалей Всероссийское музыкальное общество дважды проводило семинар с приглашением лучших советских самодеятельных духовых оркестров. И в качестве примера для всех приводили именно Пермь.
Фестивали, как правило, шли в течение двух дней. В первый день – конкурс, во второй – марш-парад участников на Октябрьской площади. Все оркестры, а их было более 60, делились на три категории – детские, сельские и от крупных предприятий. Поэтому для дирижеров, которые были членами жюри, это была настоящая пытка – выслушать столько коллективов! Уровень их был, конечно, разный… А потом оркестры играли в парках, на площадях, в скверах. Это было поистине ликованием духовой музыки в Перми!
– Сейчас этот жанр почти забыт. Почему, как думаете?
– Причин много, но конкретные выделить трудно. Возможно, кризис в стране, когда произошел слом идеологического и патриотического воспитания, и в обществе утратился интерес к данной музыке. Как следствие, сократилось финансирование, не стало денег, чтобы поддерживать самодеятельные оркестры. Много дирижеров той поры ушло из жизни. В музыкальных учебных заведениях ограничено количество бесплатных мест на отделение для духовиков. Как мне сказали педагоги, последние лет двенадцать выпускникам музучилищ не присваивают квалификацию руководителя самодеятельного оркестра. Ну и низкие зарплаты сделали свое дело – профессиональные музыканты не идут на должность руководителя оркестра.
– И как восстановить утраченные позиции?
– Одним из первых решений должно быть увеличение бюджетных мест в музыкальных училищах по приему на духовые инструменты. Необходимо вернуть присвоение квалификации «руководитель самодеятельного духового оркестра» выпускникам. Необходимо увеличить финансирование музыкальных школ и училищ. В этом случае, во-первых, необходимо открыть дополнительные ставки для студентов. А во-вторых, нужна целевая программа по обеспечению училищ и школ хорошими инструментами.
Сейчас рынок заполнен недорогой продукцией из Китая. Инструменты, в принципе, хорошие, но для профессионалов не подходят. Мы недавно купили российскую тубу по недорогой цене – 250 тыс. руб. А туба, о которой мы мечтаем, в Европе стоит 900 тыс. Хороший тромбон стоит тоже очень дорого – 500 тыс. Если в 2000 году мы купили весь комплект инструментов за 3 миллиона, то сегодня он обойдется в 6-8. Это тоже одна из причин, которая не позволяет сделать шаг к быстрому возрождению духовой музыки.
Ну и необходимо менять репертуар. Нам интересен молодой зритель. Для подавляющей части молодежи духовые оркестры ассоциируются с маршами и вальсами. И чтобы привлечь молодежь, мы играем и джаз, и рок, а потом показываем, что есть и другая красивая музыка – те же марши или вальсы.
На протяжении, наверное, последних лет двадцати общая тенденция в России была такова, что было не до культуры. А у духового оркестра есть предназначение – работать на улице, для простого человека. Вообще, духовые оркестры в нашей стране стояли на острие идеологической работы, нашими кураторами были идеологические работники КПСС. Гимн России как главный музыкальный символ страны исполняют только духовые оркестры.
– А как дела за рубежом? Какое отношение к подобной музыке там?
– Разное. В Германии, скажем, на продержку духовиков хоть и выделяют большие средства, но в основном оркестры существуют при поддержке богатых предприятий и спонсоров. Это национальная традиция. Там параллельно развиваются и хоровые общества, и духовые оркестры. Если взять любой населенный пункт, где живет 200 человек, то 50 из них будут играть в оркестре, 30 будут петь в хоре, а остальные – слушать. Но в последние годы и там заметен кризис жанра. Если фестиваль, в котором мы постоянно принимаем участие, раньше проходил в течение трех месяцев, и в нем принимало участие более 60 коллективов, то в 2017-м их будет только 18. Видимо, уходит старшее поколение, соответственно, умирает и жанр. А создать оркестр – очень сложная работа, стать настоящим музыкантом-духовиком – очень долгий и трудный путь.
– Несколько слов о вашем коллективе.
– Мы – первый оркестр в России, который стал губернским. В этом году мы получили статус краевого автономного учреждения культуры. Учредителем является министерство культуры Пермского края. Поэтому сейчас в оркестре полный штат профессиональных музыкантов, окончивших высшие и средние музыкальные заведения. Это 54 человека. Основу составил оркестр, с которым я работаю уже 39 лет. И так получилось, что с этим оркестром мы 22 года прослужили под знаменами Пермского военного авиационно-технического училища. В 1999 году, когда ВАТУ расформировали, губернатор Геннадий ИГУМНОВ помог сохранить оркестр, создав штатные единицы при МЧС. Мы в полном составе перешли в новый оркестр. То есть мы свою биографию не прервали, а только поменяли учредителя и военную форму. Те же музыканты, те же традиции.
– Какие именно?
– Трезвый образ жизни, человеческая порядочность и высокий профессионализм – вот три наших главных приоритета. Все музыканты их знают, и для всех это очень важно.