Выставочная жизнь Перми не устает удивлять зрителей своими открытиями.
Музей и коллекционеры
В Пермской художественной галерее открылась выставка из частных собраний под названием «Музей и коллекционеры». Представлены три коллекции от двух пермских семей: СЕЛИВАНОВЫХ и КУРАНОВЫХ.
Основу коллекции семьи Курановых составляет русский и зарубежный фарфор XVIII-XX веков. Можно увидеть более 300 предметов из России, Германии, Франции и других стран. Только Россия представлена более чем 50 заводами и фабриками. Среди них – Императорские фарфоровый и фаянсовый заводы, редкие экземпляры фабрик Киселева, заводов братьев Корниловых, Попова, Кузнецовых.
Если экспонаты коллекции тарелок «Райское яблоко. Сады Эдема» собирались по всему миру, то в уникальном собрании чашек представлены предметы, созданные только в России до 1917 года, в том числе редчайший экземпляр – чайная пара завода Юсупова.
Коллекция систематизирована по трем блокам: первый посвящен заводам и фабрикам, второй рассказывает о 34 живописных заведениях, занимавшихся росписью фарфора, в третьем блоке представлено 25 торговых заведений России, которые специально заказывали фарфоровые изделия для продажи. Всего в коллекции более 300 марок и клейм русского фарфора, 16 из которых ранее не публиковались.
В 2008 году коллекция тарелок семьи Курановых стала номинантом на включение в Книгу рекордов Гиннесса как самое большое собрание антикварных фарфоровых тарелок с изображением цветов и фруктов.
Коллекция изобразительного искусства XVIII – первой трети XX века Виктора СЕЛИВАНОВА настолько многообразна, что работы из его собрания регулярно участвуют в выставках главных музеев страны, в частности Государственного Русского музея и Третьяковской галереи. Аналогов такому собранию первоклассных памятников художественной культуры нет в российских частных коллекциях.
Хронологические рамки коллекции Виктора Селиванова весьма широкие, но доминанта собрания – русское искусство Серебряного века. На выставке можно увидеть работы Сапунова, Бенуа, Лентулова, Лансере, Серебряковой, в частности, портрет Екатерины Гейденрейх – знаменитой балерины Мариинского театра, некогда возглавлявшей Пермское хореографическое училище.
Равнение на Ротко!
В Центральном выставочном зале проводится еще одна любопытная выставка под общим названием «Разговоры о Ротко».
Марк Ротко (1903-1970) – американский экспрессионист русского происхождения, является основоположником живописи абстрактного поля. Его полотна с магическими сочетаниями цвета считаются образчиком работы с красками и оттенками. В 2012 году картина Ротко «Оранжевое, красное, желтое» стала самым дорогим произведением послевоенного искусства, когда-либо проданным на торгах, – она ушла с молотка за $86,9 млн.
В нынешней экспозиции ЦВЗ представлена живопись, графика, скульптура, инсталляция, мультимедиа. Большая часть авторов – молодые пермские художники.
– Я была очень рада, когда мне предложили участвовать в этой выставке, – рассказала художница Полина СЕРЕЖКО.
– Марк Ротко давно вошел в мое сердце. У меня был такой период, когда я хотела избавиться от серости в своей живописи, и мне как раз попался его альбом. Я смотрела его каждый день. И у меня произошел прорыв: я стала писать сочно, ярко, иногда даже дерзко. И теперь всё, что я делаю, несет в себе его частичку.
«Разговоры о Ротко» – это пятая экспозиция, реализуемая в рамках экспериментального проекта «Вход». Напомним, это большой выставочный проект, который проходит на площадке пермской арт-резиденции и частично в Центральном выставочном зале с декабря 2016-го по май. «Вход» представляет живопись, графику, скульптуру, фотографии, инсталляции различных авторов. Все участники проекта абсолютно не похожи друг на друга. Единственное, что их объединяет, – желание работать и готовность показать результат зрителю.
– Мы выбрали Ротко как отправную точку для наших ассоциаций. Его работы любимы и принимаемы художниками, относящими себя к разным стилям и направлениям. Они не могут оставить равнодушным ни одного зрителя. На наш взгляд, цветовые поля Ротко несут некую истину, говорят о том, что является главным для изобразительного искусства, да и для любого искусства в принципе. Это, прежде всего, поиск красоты любыми средствами, – поведала художник Ольга МОЛЧАНОВА-ПЕРМЯКОВА, одна из авторов проекта.
В выставке принимают участие 29 авторов, а посетители смогут увидеть 29 ассоциаций с произведениями Марка Ротко.
Подарила жизнь
И последняя выставка, о которой хочется рассказать, – «Жизнь подарили увидеть…». Она открылась также в ПГХГ и посвящена творчеству Анатолия ЗАБОЛОЦКОГО, знаменитого кинооператора и фотохудожника, творчество которого причисляется к золотому фонду культуры России.
Анатолий Заболоцкий участвовал в создании 15 художественных и 8 документальных фильмов. Среди
них «Через кладбище» (1964), «Альпийская баллада» (1965), «Обрыв» (1983), «Слово для защиты» (1986).
Наибольшее признание пришло к Заболоцкому после фильмов Василия Шукшина «Печки-лавочки» и «Калина красная».
Свое неповторимое слово сказал Анатолий Дмитриевич и в художественной фотографии, которой посвятил более сорока лет. В начале 2016 года значительную часть своей уникальной фотоколлекции (более 500 работ) он передал в дар Пермской художественной галерее.
В экспозиции «Жизнь подарила увидеть…» представлено около 400 авторских произведений, в том числе мастерски выполненные пейзажи, на которых запечатлены русский Север, побережье Белого моря, горный Алтай, Хакасия и Тыва, побережье Ледовитого океана на крайнем северо-востоке Якутии, Байкал и Лена, Саяны и Обь, русская равнина и Урал.
Особый интерес вызывают документальные фотографии, сделанные во время съемок фильмов, а также портреты известных деятелей отечественной культуры: Георгия Жженова, Василия Шукшина, Виктора Астафьева, Василия Белова, Валентина Распутина и др.
Писатель Валентин Распутин когда-то очень хорошо сказал о работах Анатолия Заболоцкого: «В этом развороте какой-то почти патриархальной, какой-то почти пригрезившейся и всё же настоящей, еще сохранившейся в тихих местах жизни – красота, умиротворенность, вечность, лад…».