В «Ельцин Центре» (Екатеринбург) 6 апреля открылась выставка «Неизвестный», посвященная творчеству Эрнста Неизвестного. Корреспондент «ПО» побывала на ее открытии.
За внешней простотой стоит сложная, противоречивая фигура художника, чья долгая, наполненная событиями жизнь прервалась в августе прошлого года. Цель выставки – воздать мастеру должное на его родине, в Екатеринбурге-Свердловске, рассказать о его творческом и жизненном пути, показать процесс формирования яркой личности. Это стало возможно благодаря участию многих. Не только музеи Екатеринбурга, включая Художественный музей Эрнста Неизвестного, но музеи и частные коллекционеры Москвы, Челябинска, Тольятти предоставили произведения из своих фондов.
Художник и власть
Выставка очень выпукло показывает многоплановость скульптора: представлены примеры как монументальных работ (проект надгробного памятника Никите Хрущеву, 1972), так и мелкой пластики. Живопись и графика раскрывают Неизвестного как талантливого художника и иллюстратора. В частности, выставлена его знаменитая графическая серия «Каприччио» (2002) и иллюстрации к роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы», а также большое количество литографий, относящихся к разным проектам.
Среди бронзовых скульптур особое внимание привлекает бюст Бориса Ельцина, работы «Орфей» и «Кентавр с цветком в груди», а также знаменитое «Сердце Христа».
Всего в экспозиции 92 экспоната. Часть работ посетители увидят впервые.
Не обошлось без работ, которые принадлежат лично Наине Иосифовне ЕЛЬЦИНОЙ и Фонду Ельцина. Когда-то они были подарены непосредственно первому президенту России, что является примером тесного взаимоотношения художника и человека у власти, которое способно приводить к удивительным событиям. Одним из таких событий стало возвращение Эрнсту Неизвестному его российского паспорта, ведь когда-то ему пришлось уехать из своей страны. Он не имел возможности оказаться на своей отечественной выставке, и Борис Ельцин способствовал тому, чтобы ситуация разрешилась.
– Художник и власть – тема, на протяжении многих веков волнующая творцов. И это – интерпретация Эрнста Неизвестного данного длинного сюжета, – говорит Илья ШИПИЛОВСКИХ, куратор выставки.
Во имя людских сердец
Расскажем собственно о работах. Творчество Неизвестного во многом определяют его кентавры. На выставке представлены работы из коллекции Антонио ПИККОЛИ: гравюры с кентавром и две скульптуры. В них Неизвестный очень современен.
У каждой работы есть первобытование образа, но в дальнейшем они видоизменяются и появляются в самых разных вариантах, то тут, то там. Например, увеличенная в несколько раз копия этого кентавра – «Кентавр указующий» – стоит перед зданием ООН в Женеве.
Одна из самых интересных работ – «Сердце Христа». В одном из своих интервью Неизвестный признался: «У меня с детства было стихийно-религиозное мироощущение. За повседневной рутиной я всегда ощущал тайну, стоящую над человеком».
Из всех религий он выбрал наиболее близкую себе – христианство. И одна из причин – сам образ Христа как богочеловека и гуманизм всей истории его осмысленного подвига во имя людей. Своим «Сердцем Христа» Неизвестный сломал общепринятую традицию. Скульптура будто кричит, содрогаясь от ужаса: неужели жертва была бесполезна, поймут ли люди, что так жить нельзя? «Сердце Христа» – одно из самых драматических, до глубины потрясающих творений автора.
И последнее, что хотелось бы сказать в этом небольшом репортаже. За свои работы Эрнст Неизвестный неоднократно подвергался критике со стороны тогдашнего главы Советского Союза Никиты Хрущева. «Почему ты так искажаешь лица советских людей?» – спросил он Неизвестного на знаменитой выставке в Манеже, назвав его скульптуры «дегенеративным искусством».
А спустя несколько лет по просьбе родственников Хрущева Эрнст Неизвестный создал надгробный памятник на его могиле на Новодевичьем кладбище в Москве.